В Петербурге греки в небольшом числе жили, начиная с основания города, недаром район Миллионной улицы носил одно время название Греческой слободы. В 1763 Синод предложил построить каменную церковь св. Екатерины, „как к славе Российской Империи, так и к лучшему выезду сюда греческой нации людей“. Но это предложение не прошло, и грекам предложили отвести придел „при соборе, когда оной на Адмиралтейской стороне строица будет“. До этого времени их должен был окормлять в Александро-Невском монастыре греческий иеромонах, приглашенный из Москвы. После возведения Казанского собора в одном из его приделов для греков стал служить приехавший из Константинополя греческий архимандрит.  Активно селиться в столице греки стали после Крымской войны, и в 1859 они попросили отвести место для трехпрестольного храма у Лиговского канала – в районе своего расселения. Богатый грек-предприниматель Дмитрий Георгиевич Бенардаки внес на постройку крупную сумму. 25 мая 1861 митрополит Исидор заложил на летней Конной площади однокупольную церковь со звонницей и причтовые дома при ней. Предполагалось также возвести странноприимный дом и больницу. Церковь сооружалась в византийском стиле по проекту Р. И. Кузьмина, долгое время жившего в Греции, при участии арх. Ф. Б. Нагеля. 

       Отделка велась по греческим правилам: одноярусный иконостас был вырезан из ореха, образа с золотым фоном написаны в самой Греции, орнаменты на цветном фоне „по образцам древнейших храмов в Константинополе“ исполнил К. Л. Брамсон, роспись в технике энкаустики – проф. П. М. Шамшин. Посреди храма висел на цепях серебряный хорос (паникадило) на 200 свечей. Пол посредине выложили из белого мрамора. В подвале с приделом для панихид размещалась усыпальница семьи Бенардаки. Отделка длилась два года, и 31 сентября 1865 митрополит Исидор в присутствии министра иностранных дел кн. А. М. Горчакова, греческого посла и общины, одетой в национальные костюмы, освятил главный, a 26 октября 1866 – нижний придел. Служили в храме, вмещавшем 1000 человек (в 1890 в Петербурге жило всего 160 греков), по-гречески и по-славянски священники, приглашаемые из Греции; храм подчинялся греческому посольству. С освящения треть века настоятелем был архимандрит Неофит, переводивший на греческий русскую духовную литературу. Греческую обедню специально для храма написал композитор Брагин, руководивший его хором.

    Кроме престольного праздника, особенно торжественно греки отмечали Благовещение, день освобождения Греции от турецкого ига и царские дни греческого королевского дома. В храме хранились списки чтимых греками чудотворных икон: Благовещения и вмц. Параскевы, древний образ Божией Матери „Милующей“ и крест с частицей Животворящего Креста. В 1886 арх. А. П. Афанасьев провел в здании реставрационный ремонт, и тогда же эрмитажный реставратор Н. А. Сидоров обновил росписи. Последним перед революцией настоятелем был архимандрит Софроний (Дука). Хотя в 1907 греки получили разрешение на возведение в столице своего собора, им они не воспользовались, продолжая молиться в храме на Лиговке до его фактического закрытия летом 1938 (формально закрыт в январе 1939). Церковное имущество забрал Музейный фонд. Столь долгое существование действующего „иностранного“ храма в центре города объясняется его „дипломатическим статусом“. Полуруиной он простоял до 1962, когда как „малохудожественный“ был снесен для постройки концертного зала „Октябрьский“ по проекту В. А. Каменского. Окончилась неудачей попытка арх. В. В. Зайцева поставить в 1997 Дмитровскую часовню рядом с местом разрушенного храма.

 

nb541528

ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ

  Согласно житию, Димитрий был сыном римского проконсула в Фессалониках. Его родители были тайными христианами, крестили своего сына в домовой церкви и воспитали в соответствии с христианскими устоями. После смерти отца Димитрий был назначен императором Галерием на его место. Получив назначение, Димитрий проявил себя как открытый христианин, проповедовал в городе и обратил в христианство многих его жителей.

      Известия о деятельности Димитрия дошли до императора и, возвращаясь с войны против славянских племён, Максимиан остановился в Салониках. Перед этим Димитрий поручил своему рабу Луппу раздать своё имущество бедным, а сам по словам агиографа: «стал молиться и поститься, готовясь таким образом к венцу мученическому». Приведённый на суд к императору, Димитрий исповедал себя христианином и был заключён в темницу. Спустя несколько дней в городе были устроены бои, в которых императорский любимец боец Лий побеждал многих противников, в том числе городских христиан, которых понуждали к бою с ним. Присутствовавший при этом христианин Нестор по благословению Димитрия вступил в бой и сбросил Лия с помоста на копья. В гневе император приказал тут же казнить Нестора, а следующим утром и Димитрия.

    По житию, после казни Димитрия его тело было брошено на съедение зверям, но те не тронули его и останки были погребены солунскими христианами. В IV веке над могилой святого в Салониках была построена первая церковь в его честь — базилика Святого Димитрия. Спустя сто лет, в 412413 годах иллирийский вельможа Леонтий в память об избавлении его от паралича построил первую большую церковь между превратившимися в руины античными банями и стадионом. Алтарная часть построенной церкви была расположена над предполагаемым местом захоронения святого, и при её строительстве были обретены мощи святого Димитрия.

  Мощи поместили в серебряный киворий. Он имел шестиугольное основание, глухие стены и кровлю, увенчанную крестом. Внутри находилось серебряное ложе с изображением лика святого. Верующие могли заходить внутрь и возжигать перед ним свечи. Описание кивория было сделано фессалоникийским архиепископом Иоанном в середине VII века, также его изображение было на мозаике северной колоннады базилики (известно только по акварелям английского архитектора У. С. Джорджа. Драгоценный киворий был утрачен при пожаре в VII веке. После этого мощи поместили в мраморную гробницу. Предположительно в конце XII — начале XIII века, возможно, в период существования латинского королевства Фессалоники, они были вывезены из Салоник в Италию. Мощи были обнаружены в 1520 году в аббатстве города Сан-Лоренцо-ин-Кампо и вернулись обратно в Салоники только в XX веке: в 1978 году — честная глава, а в 1980 году — основная часть мощей (в Италии осталось шесть больших частиц).

Мироточение

   Мощи святого Димитрия с древности почитались как мироточивые (Димитрий Ростовский сообщает, что мироточение известно с VII векаИоанн Скилица первый письменно сообщил о том, что мироточение впервые появилось в 1040 году. Верующие, приходившие в базилику для поклонения святому, набирали миро в стеклянные ампулы, самые ранние из которых датируются XIXII веками. Миро почиталось не только христианами. Иоанн Анагност, описавший захват города турками, сообщает что миро набирали и мусульмане, считавшие его медицинским снадобьем от любых болезней.

Россия

   В старинных русских стихах великомученик Димитрий представляется помощником русских в борьбе с Мамаем. У русских и вообще у всех славянских народов мы видим с древнейших времен особенное чествование святого Димитрия, была даже предпринята попытка доказать, что святой Димитрий по своему происхождению — славянин.  Сербы и болгары чтут его как патрона славянской народности, называют «отечестволюбцем» славянских народов. В русских летописях имя Димитрия встречается на первых же страницах, прежде чем было упомянуто имя какого-либо другого святого: о нём упоминает преподобный Нестор в рассказе о взятии великим князем Олегом Константинополя. По словам русского летописца, своё поражение греки приписывали не храбрости славян, а заступлению за них святого Димитрия, их покровителя.

   Русские издревле старались приобретать хотя бы малейшие частички его мощей, одежды, мира или даже частицы от его гроба. Этим объясняется наличие практически во всех древних монастырях и церквях, среди частиц мощей различных святых, частиц мощей или мира от святого Димитрия.

     В 1197 году была принесена из Солуни во Владимир великим князем Всеволодом Юрьевичем икона великомученика Димитрия, написанная, по преданию, на его гробовой доске, и это событие было внесено как праздник в древние святцы. Эта икона сначала находилась в Киеве, потом во Владимире, а при великом князе Димитрии Ивановиче, в 1380 году, перенесена в Москву и поставлена в Успенском соборе.

   Особое почтение к памяти святого Димитрия видно из того, что русские князья часто называли своих первенцев именем этого святого. Так было у Ярослава I, Юрия Долгорукого, Иоанна II, Иоанна Грозного, Алексея Михайловича. В древней Руси день великомученика Димитрия считался в числе больших праздников, службу совершал обычно сам патриарх, в присутствии царя.

Архивные источники
РГИА. Ф. 218. Оп. 4. Д. 906; Ф. 796. Оп. 44. Д. 333, 363.
Литературные источники
ОИАХ. 1862–1863. С. 63.
Петров П. Н. Описание Греческой посольской церкви… СПб., 1865.
ЛМХ. Вып. 3. С. 117–120.
Краткий исторический очерк Греческой посольской церкви в Петрограде. Пг., 1915.
АН. 1955. Вып. 7. С. 206.
Черепенина, Шкаровский. 1999. С. 44–45.
Периодика
Северная почта. 1862. № 164.
Журнал Главного управления путей сообщения и публичных зданий. СПб., 1862. № 4. С. 275–281.
ПЛ. 1865. № 165; 1886. № 237.
РП. 1893. № 43. С. 684–686; 1894. № 13. С. 195–196.
СПбВ. 1992. 28 марта.
СПбЕВ. 1997. Вып. 17. С. 9.